Обычная версия
  Изображения
Размер шрифта: A A A
Цвета: A A A

Новости

Страстная Испания и сказочная Русь

«Легенды Скандинавии» прозвучали. Но самое волшебное время в году только начинается, а значит, продолжаются и сказки. Вслед за финскими и норвежскими давайте послушаем родные – русские: вечером 6 декабря Костромской губернский симфонический оркестр в своём Большом зале исполнит малоизвестную симфоническую пьесу Александра Даргомыжского «Баба-Яга» и музыку легендарного балета Игоря Стравинского «Петрушка». Но будет и кое-что неожиданное – неслучайно программа этого декабрьского вечера называется «Страстная Испания и сказочная Русь».

На самом деле, сюрпризы начнутся уже в первые минуты концерта. От симфонической пьесы «Баба-Яга» (именно она открывает программу) ждёшь исключительно русского-народного. Но своему сочинению, написанному в 1862 году, Александр Даргомыжский дал ещё и второе название – «Путешествие с Волги nach Riga». И немецкий язык здесь возникает неслучайно: шутка-фантазия «Баба-Яга» построена как своеобразное музыкальное «путешествие» с волжских берегов в Курляндию. В первых двух частях открываются картины вольной жизни на широкой русской реке, слышатся такие родные мотивы: здесь угадываются песни «Вниз по матушке по Волге» и «Укажи мне, мати…». Но чем дальше, тем активнее проявляются в музыкальном тексте венско-классические черты – и в нём возникает даже что-то от Бетховена и Моцарта. И, конечно, такой колоссальный и стремительный перелёт с Волги в Ригу – уверен композитор – можно совершить только в сказке, на сказочном «транспорте». Например, в ступе Бабы-Яги – отсюда и название шутки-фантазии.

В 1910 году 28-летний Игорь Стравинский пишет концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем. У пьесы нет названия, но в сознании композитора буквально вертится образ – «игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр». Название – «Петрушка» – внезапно приходит к Стравинскому во время прогулки по берегу Леманского озера (в те годы он часто гостит у Дягилева во Франции), а Сергей Дягилев, познакомившись с сочинением, восклицает: «Это же балет!». И «Петрушка» действительно становится балетом.

Как любая музыка к балету, «Петрушка» Стравинского – музыка очень театральная, колоритная, сюжетная, насыщенная конкретными яркими образами. Главные герои этой истории – три балаганные куклы: Петрушка, Арап и Балерина. Но внутри них кипят отнюдь не кукольные – настоящие человеческие страсти: Петрушка любит красавицу Балерину, а та симпатизирует глупому Арапу. И в конце концов сабля арапа обрушивается на голову несчастного Петрушки, хозяин кукол Фокусник демонстрирует толпе обезглавленное тельце, набитое опилками… Но Петрушка бессмертен – как бессмертен оказался гениальный балет Стравинского. Глубоко символичный, апеллирующий к «Балаганчику» Блока и гоголевским историям про маленького человека, балет впервые был исполнен в июне 1911 года на сцене парижского театра Шатле (главную партию танцевал легендарный Вацлав Нижинский) – и до сих пор «Петрушка» не сходит с афиш балетных трупп по всему миру.

Эдуар Виктуар Антуан Лало – не самый известный французский композитор. Его Испанская симфония для скрипки с оркестром – одно из многих сочинений последней четверти XIX века, проникнутых испанским колоритом. Но в истории мировой музыки оно сыграло ключевую роль. Дело в том, что свою симфонию Лало написал специально для Пабло Сарасате, и именно Сарасате впервые исполнил её в феврале 1875 года в Париже. И как утверждают исследователи, именно после исполнения этого сочинения Сарасате начал уделять особо внимание испанским мотивам. Вечером 6 декабря вместе с Костромским губернским симфоническим оркестром Испанскую симфонию Лало исполнит виртуозный скрипач, лауреат самых престижных международных конкурсов, так хорошо знакомый костромичам Андрей Баранов.

Андрей родился в семье музыкантов в Санкт-Петербурге в 1986 году и в возрасте пяти лет начал играть на скрипке. Он обучался в Санкт-Петербургской консерватории и консерватории Лозанны в Швейцарии. Его учителями были Лев Иващенко, Владимир Овчарек и Пьер Амояль. С момента своего дебюта в 2005 году в зале Санкт-Петербургской Филармонии с оркестром Филармонии под управлением Василия Петренко Андрей выступал на всемирно известных сценах – таких, как Concertgebouw в Амстердаме, Mozarteum Gro?er Saal в Зальцбурге, Circle Theatre в Пекине, Cadogan Hall в Лондоне, Bozar The Henry Le Boeuf Hall  в Брюсселе, залах Санкт-Петербургской филармонии, зале им. Чайковского и Большом зале Московской консерватории,  Gewandhaus в Лейпциге и Konzerthaus в Берлине. Играл со многими всемирно известными оркестрами: Венским симфоническим, Санкт-Петербургским филармоническим, оркестром Мариинского театра, оркестром MusicAeterna, Брюссельским филармоническим оркестром, Камерным Оркестром Малера, Национальным оркестром Бельгии, Лондонским Королевским филармоническим оркестром. Андрей Баранов является победителем Международного Конкурса Королевы Елизаветы 2012 года, а также победителем конкурсов скрипачей имени Бенджамина Бриттена в Лондоне и имени Анри Марто в Германии, он завоевал призы более чем на двадцати различных международных конкурсах. Андрей Баранов является первой скрипкой струнного квартета имени Давида Ойстраха, созданного им вместе с ведущими молодыми солистами России в 2012 году.

Мы приглашаем вас 6 декабря 2019 года в 18.30 в Большой зал Костромского губернского симфонического оркестра на Никитской, 96 на концерт «Страстная Испания и сказочная Русь».   

19.11.2019.