Обычная версия
  Изображения
Размер шрифта: A A A
Цвета: A A A

Новости

Цикл концертов под открытым небом «Музыкальные пленэры». Концерт седьмой

Костромской Дом музыки в июле всегда становился интернациональным домом: детский фестиваль «Музыка – дорога в жизнь» собирал в его стенах юных исполнителей со всего мира. В этом году фестиваль отменила мировая пандемия, но отменить интернациональный июль не в состоянии ничто: седьмой концерт под открытым небом из цикла «Музыкальные пленэры» будет поистине всемирным. Немцы, англичане, французы, румыны и планетарного масштаба Астор Пьяццолла – всё это в программе седьмого «Пленэра», который состоится 13 июля в 18.00 на площадке у Дома музыки (ул. Никитская, 96).

Интернационально даже самое начало нынешнего «Пленэра» – испанская по происхождению «Пассакалия» немецко-английского композитора Георга Фридриха Генделя. В XVII веке в Испании пассакалией называли песню, под которую провожали из дома гостей. Позже она превратилась в музыкальную тему и жанр, характеризующиеся торжественностью и возвышенностью и исполняемые в медленном темпе. Именно такова, величественна и пышна, «Пассакалия» Генделя, являющаяся кульминацией его Седьмой сюиты. Неудивительно, что композитор создавал это сочинение для своего любимого клавесина, а в нашем концерте оно прозвучит в переложении Юхана Хальворсена для скрипки и альта.

Джордже Энеску можно было бы смело назвать композитором мира: родился на севере Молдовы, учился в Вене и Париже, во Франции и Америке подолгу жил… Но его называют «румынским Моцартом», потому что, где бы ни находился, всегда пропагандировал родную, румынскую, музыку. И Концертная пьеса для альта, написанная в 1906 году, конечно, не исключение: она вобрала в себя черты песенного и танцевального румынского фольклора. А импровизационность изложения в сочетании с технической свободой делает пьесу невероятно притягательной для исполнителей.  

Италия и Испания плюс Франция и даже Россия – всё это «Павана» композитора Габриэля Форе (кстати, парижского учителя Джордже Энеску).  Итальянцы и испанцы до сих пор спорят – в чьей стране в XVII столетии появилась на свет павана. Точно известно одно: павана была чуть ли не самым популярным придворным танцем. В конце же века девятнадцатого свою версию «Паваны» создал француз Габриэль Форе и, конечно, изменил старинный канон: его произведение написано в гораздо более быстром темпе, чем было принято до этого. Под музыку, сочинённую Форе, в 1917 году танцевала легендарная балетная труппа Сергея Дягилева.

На смену французскому композитору приходит композитор британский. Про Эдуарда Эльгара говорили, что в английской музыке он занимает то же место, что Бетховен – в немецкой. И вправду, на рубеже XIX и XX веков весь оптимизм, всю уверенность викторианской эпохи Эльгар выразил в своих романтических сочинениях, ставших свидетельством и символом времени. Вечером 13 июля в исполнении квартета альтов прозвучит его «Chanson de nuit».

Ещё один романтик, теперь уже немецкий – Карл Мария фон Вебер – украсит программу седьмого «Пленэра». В эпоху, когда серьёзно переосмыслялась роль кларнета, фон Вебер посвятил этому инструменту целых шесть сочинений. Впрочем, была ещё одна причина такой любви композитора к кларнету. В 1810 году 24-летний музыкант вместе с отцом вынужден покинуть Штутгарт и за год меняет восемь городов, пока наконец ни останавливается в Мюнхене. Здесь и происходит судьбоносная для него встреча – с Генрихом Йозефом Берманом, игравшим партию первого кларнета в оркестре баварской придворной капеллы. Эта встреча положила начало одному из самых плодотворных союзов композитора и исполнителя в истории мировой музыки: именно Берману Вебер посвящает все свои кларнетовые сочинения. Квинтет для кларнета и струнных пишется долго, с перерывами – с сентября 1811 года по август 1815-го. Но наслышанный о новом сочинении, Берман просит разрешения сыграть его уже весной 1813 года, пусть даже без последней части – и, конечно, композитор соглашается.     

Во второй половине XX века весь мир постепенно двигался к космополитизму. И Астор Пьяццолла тоже: родившийся в Аргентине, но в итальянской семье, он провёл детство в Нью-Йорке, а уроки брал у венгерского пианиста Белы Вильды, в свою очередь воспитанного русским гением Сергеем Рахманиновым. Не признающий никаких границ, влюблённый в свободу и танго, Пьяццолла в 1974 году соединил две свои любви в легендарном «Libertango», символизирующем переход от классического танго в танго нуэво. И это культовое сочинение, как и ещё несколько композиций Пьяццоллы, прозвучит в программе седьмого «Музыкального пленэра».

Мы ждём вас 13 июля 2020 года в 18.00 на открытой площадке у Дома музыки (ул. Никитская, 96).

Цена билета: 300 руб.

Билеты в кассе оркестра по адресу: ул. Никитская, 96 (тел. 42-77-61)

Бронирование и доставка билетов: 42-39-42, 89621841622.

13.07.2020.