Обычная версия
  Изображения
Размер шрифта: A A A
Цвета: A A A

Новости

И внемля звукам арфы нежной…

В кельтской мифологии именно благодаря ей одно время года сменяет другое. В греческой – она возводит лестницу между землёй и небом. Пифагор вообще свято верил в её исцеляющую силу. 5 марта в 18.30 в Большом зале Дома музыки меняем зиму на весну, взмываем до небес, забываем про недуги… И всё это под звуки самого магического, самого прекрасного инструмента на свете – арфы. Концерт «И внемля звукам арфы нежной…» проходит при поддержке Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и посвящён юбилею заслуженной артистки России, доцента Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Елены Ильинской.

Елена Ильинская – знаковое имя для отечественной арфовой школы. Когда-то блестящая студентка Московской консерватории, она представляла Советский Союз на Международной неделе арфы в Голландии, а потом как солистка и оркестрант сотрудничала с ведущими камерными и симфоническими коллективами мира. Елена Николаевна удостоена звания Лучшего учителя года. Награждена грамотой с благодарностью Министра культуры РФ. Награждена медалью «За веру и добро» за достойное воспитание детей. Ученики Елены Николаевны Ильинской лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов, солисты ведущих оркестров в России и за рубежом. Сегодня Елена Николаевна Заслуженная артистка России выводит в мир большой музыки одарённую молодёжь – яркие ученицы доцента Московской консерватории Елены Ильинской 5 марта сыграют вместе с Костромским губернским симфоническим оркестром. 

Ксения Курлович занимается музыкой с 3 лет, сегодня учится в 6 классе Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории в классе Елены Ильинской. Несмотря на столь юный возраст, Ксюша уже много путешествует по миру с гастролями и побеждает на престижных международных музыкальных конкурсах во Франции, Италии, Австрии, Швеции, Португалии, США, России. Ксения постоянно участвует в программах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, а также является обладателем именной стипендии. Специально для Ксении Заслуженным артистом России Алексеем Стрельниковым сделано переложение для  арфы с оркестром К.Дебюсси «Лунный свет». В ноябре 2020 года Ксения была участницей торжественного открытия  знаменитейшего XVII Международного Фестиваля «Москва встречает друзей» с легендарным Государственным оркестром Виртуозы Москвы. По приглашению Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Ксения открывала концерт, посвященный 110- летию со дня рождения великой русской арфистки Веры Георгиевны Дуловой. Выступала солисткой с оркестрами: Государственным оркестром «Виртуозы Москвы», Центра оперного пения Г.Вишневской, Вятским симфоническим оркестром им. В. А. Раевского, оркестром Московского Музыкального театра Новая Опера им. Е.В. Колобова, Московским молодежным камерным оркестром.

Екатерина Дворецкая оканчивает Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории в классе Елены Ильинской одного из известнейших педагогов, представителей великой русской арфовой школы. Екатерина очень много участвовала в программах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, также Екатерина стипендиат Фонда.  Является победителем множества всероссийских и международных конкурсов, солисткой Санкт-Петербургского Дома музыки под руководством Сергея Ролдугина, артисткой фонда «Новые Имена» под руководством Дениса Мацуева. Выступала с оркестрами «Виртуозы Москвы» и «Северная симфония», Российским национальным оркестром и Президентским оркестром России, оркестром Министерства обороны Российской Федерации, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан и Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром и многими другими.

Археологические раскопки свидетельствуют: за три тысячи лет до новой эры на арфе уже вовсю играли в Месопотамии. Но вечером 5 марта костромские меломаны услышат другую арфу – звучавшую во Франции в XVIII-XIX столетиях. Это случилось в Париже в 1778 году: никому тогда неизвестный Вольфганг Амадей Моцарт приехал покорять французскую столицу и устроился на работу в семью герцога Гина. Молодой музыкант должен был учить старшую дочь герцога искусству композиции, к которому Мари-Луиза-Филиппина не имела ни малейшей склонности. Зато у неё прекрасно получалось играть на арфе, как и у самого герцога – на флейте. Тогда по заказу Гина Моцарт и написал сочинение, в котором солируют два этих инструмента – Концерт для флейты и арфы с оркестром. И хотя венский гений считал арфу весьма ограниченной, концерт получился превосходным: первая и третья части поражают технической виртуозностью, вторая – нежностью и певучестью. А все вместе они складываются в музыку, удивительно светлую и красивую, о которой один из современных пианистов сказал: «Наверное, именно это звучит в раю».

Моцарт был прав: в девятнадцатом веке обнаружилось, что для арфы, изобретённой тысячелетия назад, доступны не все богатства романтической гармонии. Как исправить это, мастера думали долго, пока в парижской фирме «Плейель», наконец, не вспомнили об опыте эпохи Возрождения – тогда аналогичную проблему решили, добавив к одному ряду струн арфы второй. Вспомнили – и тут же была сконструирована хроматическая арфа без педали. Специально для этого уникального инструмента по заказу фирмы «Плейель» Клод Дебюсси написал стилизованные «Танцы», «Священный» и «Мирской», удивительные в своей пластичности.    

В первой весенней программе Костромского симфонического оркестра прозвучит и одно из самых знаменитых парижских сочинений импрессиониста Дебюсси – «Лунный свет». В 1887 году Дебюсси возвращается из Рима, где жил благодаря стипендии, в Париж – и моментально оказывается в водовороте впечатлений и чувств. На Всемирной выставке слышит экзотические оркестры из Китая и Вьетнама, потом посещает концерт русской музыки под управлением Глазунова и Римского-Корсакова, увлекается Метерлинком и поэзией символистов, влюбляется… Всё это и порождает «Лунный свет» – гениальное фортепианное сочинение, которое в нашем концерте прозвучит в версии для арфы с оркестром. Кроме Дебюсси, в программе 5 марта ещё один французский импрессионист – Морис Равель и образец его раннего лирического стиля – Интродукция и Аллегро для арфы, флейты, кларнета и струнного оркестра 1906 года, а также арфовая музыка редко исполняемого сегодня композитора Николая фон Вильма. В симфонической части вечера прозвучит ещё один безусловный хит – сюита из балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица».  

В преддверии Международного женского дня, 5 марта в 18.30, мы приглашаем вас в Большой зал Дома музыки на романтичную, загадочную, красивую программу «И внемля звукам арфы нежной…». 

Билеты в кассе оркестра по адресу: ул. Никитская, 96 (тел. 42-77-61)

Бронирование и доставка билетов: 42-39-42, 89621841622, 89607409992

Купить билеты онлайн: www.kostromasymphony.ru

25.02.2021.