Обычная версия
  Изображения
Размер шрифта: A A A
Цвета: A A A

Новости

Весенние голоса

Совсем скоро весенние голоса зазвучат повсюду. Но в Доме музыки они всё-таки будут особенными. Это будут «Весенние голоса» Иоганна Штрауса – одно из самых красивых сочинений короля вальса станет главным украшением нашей первой весенней камерной программы. Главным, но не единственным. Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Феликс Мендельсон, Пётр Ильич Чайковский и Клод Дебюсси – 20 марта в 17.00 Большой зал Костромского губернского симфонического оркестра (ул. Никитская, 96) наполнит изысканная классика.

Столько художественных направлений (и барокко, и венская классика, и романтизм, и даже импрессионизм), такие непохожие солирующие инструменты – от виолончели до кларнета, совершенно разные настроения – от светло-лиричного до сумрачного… Камерная программа, первая в нынешнем марте, обещает быть переменчивой, как сама весна.

Начнём с причудливого немецкого барокко: откроет концерт Соната №6 для флейты и клавира Иоганна Себастьяна Баха. С 1717 года на протяжении шести лет Бах служит в Кётене – капельмейстером при дворе князя Ангальт-Кётенского Леопольда, который ценит композитора и предоставляет ему полную свободу в сочинении светской музыки. В такой дружелюбной атмосфере Бах буквально расцветает – здесь рождаются его скрипичные сонаты, виолончельные сюиты, знаменитый «Хорошо темперированный клавир», а ещё семь сонат для флейты. Их композитор пишет, вдохновившись мастерством флейтиста кётенской капеллы, и они становятся новой вехой в развитии мировой флейтовой музыки. Эффектные и виртуозные быстрые части семи сонат сменяются лирическими и танцевальными медленными, давая возможность солирующему инструменту продемонстрировать всё, на что он способен.

Ещё немного немецкой музыки, но уже романтической – Концертштюк №2 для двух кларнетов и фортепиано Феликса Мендельсона. Концертштюком называют концертную пьесу или виртуозное сочинение-соло. Два своих концертштюка Мендельсон написал в начале 1830-х годов специально для  Генриха Йозефа Бермана – немецкого кларнетиста-виртуоза. Однако в исходном варианте эти сочинения предназначались для фортепиано, кларнета и… бассетгорна – особенного кларнета, своим звучанием больше напоминающего орган. В программе «Весенние голоса» сумрачный бассетгорн заменит второй кларнет.  

От немецкого романтизма переходим к русскому – к очаровательной «Меланхолической серенаде» Петра Ильича Чайковского. Это камерное сочинение, написанное в 1875 году и посвящённое выдающемуся скрипачу и педагогу Леопольду Ауэру, конечно, нельзя назвать крупным событием в творчестве композитора-гения. Однако небольшое произведение оказало большое влияние на дальнейший путь Чайковского: «Меланхолическая серенада» предвосхищает скрипичный концерт и несравненное «Лебединое озеро», к созданию которого Пётр Ильич приступил спустя полгода.

Будет и французский импрессионизм – Рапсодия №1 для кларнета и фортепиано Клода Дебюсси, написанная в 1909-1910 годах после работы в жюри конкурса исполнителей на духовых инструментах в Парижской консерватории. Как и «Меланхолическая серенада» у Чайковского, рапсодия Дебюсси – не самое выдающееся сочинение композитора. Впрочем, сам великий француз называл это небольшое произведение «приятным», а современники и потомки не могли не расслышать в нём чарующую звуковую магию, свойственную одному только Дебюсси.

Концерт истинной классики немыслим без музыки Вольфганга Амадея Моцарта, а потому в первой камерной программе весны прозвучит его Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели. Это сочинение создано в безоговорочно счастливое время: в 1777 году Моцарт наконец-то бежит из опостылевшего Зальцбурга в Мангейм – один из крупнейших музыкальных центров Германии. Здесь обсуждаются композиторские и исполнительские новшества, здесь есть прекрасный симфонический оркестр… К тому же молодой Моцарт здесь впервые по-настоящему, серьёзно увлекается – начинающей певицей Алоизией Вебер. И пишет музыку, пронизанную любовью и надеждой.

Завершит программу сочинение, которое и дало название вечеру – вальс Иоганна Штрауса «Весенние голоса». Это был безусловный хит: музыкальные картины природы, пробудившейся от долгой зимней спячки, Штраус создал в 1882 году, а уже в 1883 году новому вальсу стоя рукоплескал зал театра «Ан дер Вин». После премьеры партитура разошлась по всей Европе, и везде «Весенние голоса» вызывали неизменно бурный восторг.    

Восхищаться «Весенними голосами» самое время и теперь – 20 марта 2020 года в 17.00 в Большом зале Дома музыки на Никитской, 96.

Цена билета: 350 руб.

Билеты в кассе оркестра по адресу: ул. Никитская, 96 (тел. 42-77-61)

Бронирование и доставка билетов: 42-39-42, 89621841622, 89607409992

Купить билеты онлайн: www.kostromasymphony.ru

13.03.2021.